Пятница, 23.02.2024, 07:24
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №95"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [79]
Марафон Знание
НацПроектыРоссии
оценка качества
Другое Дело
ПРОФИЛАКТИКА COVID
Главная » Статьи » Мои статьи

Дислексия: как распознать проблему и помочь ребенку

Низкая скорость чтения, повторяющиеся ошибки, трудности с пониманием текста и неспособность пересказать прочитанное... Все это может превратить школьную жизнь ребенка в настоящее мучение. Как избавить его от подобных переживаний? Разбираемся с логопедом.

Сложности в овладении чтением — не редкость, они знакомы примерно каждому десятому школьнику. Как своевременно заметить нарушения? «Диагноз «дислексия» могут поставить только школьнику, и то не в первые месяцы обучения, а ближе ко второму классу. У детей, которые еще не ходят в школу, можно говорить лишь о предрасположенности к дислексии», — объясняет Ольга Величенкова, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией.

На что стоит обратить внимание родителям?

Трудности у дошкольника 5-6 лет

Речевые нарушения

  • Позднее начало речи — ребенок заговорил ближе к 3 годам, речь развивалась медленно.
  • Есть нарушения звукопроизношения и трудности воспроизведения относительно сложных слов — не собака, а «фабака», не «квадратный», а «крадратный», не гольфы, а «гофли».
  • Ребенок не может выучить простое стихотворение из 4-6 строчек.

Проблемы с произвольной регуляцией

Ребенок неусидчив или, наоборот, медлителен, ему трудно выполнять задания, состоящие из последовательности нескольких действий. Все это говорит о недостаточном уровне развития тех психических процессов, от которых зависит формирование письма и чтения в будущем.

Моторные трудности

Общая неловкость, трудности выполнения ритмичных движений, проблемы с мелкой моторикой — не может завязать шнурки, неправильно держит ручку, не справляется с мозаикой.

Зрительно-пространственные нарушения

  • Ребенок затрудняется сказать, где у него левая рука, а где правая, могут быть нарушения ориентировки в окружающем пространстве.
  • Он не очень хорошо играет в игры, связанные с пространством, — тетрис, конструкторы, копирование по образцу.

Все это базовые психические функции, на основе которых «растут» навыки письма и чтения. Поэтому, чтобы быть уверенными, что проблем нет, в возрасте 3, 5 и 7 лет имеет смысл показать ребенка логопеду и психологу, чтобы своевременно заметить или исключить нарушения в его развитии.

 

Нарушения у первоклассника

  • Длительные отчетливые трудности с запоминанием букв, их звуковых значений. Неспособность соотнести букву и звук.
  • Трудности слогослияния: много раз повторили, как читать слог, а ребенок не может его воспроизвести. Или он прочитал один слог, а как прочитать следующий, уже забыл. То есть не происходит автоматизации слогослияния.
  • Читая по слогам текст, не может составить целое слово и понять его смысл.
  • В прописях есть пропуски и искажения букв, потеря строки, трудности с графомоторикой — силой нажима, точностью, ритмичностью и плавностью движений.

Нарушения у второклассника

  • Низкий темп чтения — пороговое количество слов в минуту знает специалист, и он выносит суждение.
  • Чтение только по слогам.
  • Большое количество ошибок при чтении — замены, пропуски, перестановки букв, угадывания.
  • Нарушение смысловой стороны чтения: ребенок не понимает или плохо понимает прочитанное.

Предубеждения родителей, которые стоит развеять

1. Зеркальность — обязательный признак дислексии

Замечая, что ребенок зеркалит буквы и цифры — пишет, скажем, «Р» или «К» в обратную сторону, как в зеркале, — родители часто думают, что это симптом дислексии. На самом деле для дошкольника, овладевающего письмом и чтением, это совершенно нормальное и преходящее явление.

Вот если ребенок во 2-3 классе, при стандартном режиме обучения не способен воспроизвести зрительный образ буквы, ее пространственную ориентацию, только тогда можно говорить о зеркальности как о признаке дислексии.

2. От трудностей чтения и письма можно избавиться за несколько сеансов

Это не так. Навыки чтения и письма формируются долгие годы, и специфические проблемы за 10 занятий снять не получится.

3. Дислексия не лечится

Иногда родителей волнует только одно — устроить так, чтобы ребенок не получал плохих отметок. «Исправить нарушение нельзя, бессмысленно и пытаться, поэтому наша задача — изменить систему оценивания». Им важнее оставаться в зоне комфорта, а не помочь ребенку преодолеть трудности. На самом деле эта проблема решаемая, только она требует от родителей достаточно много усилий и терпения, а главное — искреннего желания помочь.

Что могут предпринять родители?

Настроиться на длительную работу и обязательно находить время для отдыха и восстановления сил, ведь ребенку негде искать понимание и поддержку, кроме семьи.

Создать позитивный настрой помогут книги и фильмы, в которых описаны подобные ситуации. Например, подойдет кинокартина «Звездочки на земле» и книга Рельо Лус «Поговорим о дислексии. Личный опыт и научные исследования» (Олимп-Бизнес, 2021).

Выяснить у специалиста, в чем основная проблема, — от этого будет зависеть ваша домашняя работа.

Если, скажем, у ребенка выраженные речевые трудности, то необходимо:

  • больше читать вслух. Оптимально — 40 минут ежедневного чтения взрослым ребенку той литературы, которая будет доставлять радость и вам, и ему;
  • играть в речевые игры: заведите несколько настольных игр, вроде «Скрабл» или «Угадай за пять секунд»;
  • упрощать громоздкие фразы, которые встречаются в учебниках: делайте их короче, адаптируйте, объясняйте значения неизвестных слов;
  • чаще спрашивать ребенка, что значит то или иное слово. Тогда ребенок постепенно приобретет привычку спрашивать об этом и вас тоже. Разъяснение смысла прочитанного сильно облегчает учебный процесс.

Обратиться за помощью

Длительное сопровождение можно получить в системе бесплатной психолого-педагогической помощи. Любая ситуация школьной неуспешности — это повод для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) своего города. Выяснив, что у дошкольника или первоклассника есть предрасположенность к дислексии, ПМПК рекомендует ему адаптированную программу: до перехода в среднюю школу с ним будут заниматься логопед и психолог.

 

Ольга Величенкова — доцент кафедры логопедии

Института специального образования и психологии МГПУ, к. пед. н.

Категория: Мои статьи | Добавил: родничок95 (29.09.2021)
Просмотров: 94 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Ваши вопросы
госуслуги РК
госуслуги
Администр ПГО
Управл образования
ЦРО
КИРО
ЦПМСС
Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz