Примерно до 2.5-3 лет ребенок относится к другим детям и животным, как к неживым объектам, с которыми можно обращаться как с игрушками: взять или бросить, толкнуть или прижать, укусить, насыпать на голову песок и т.д. Пока ещё нет понимания того, что другому живому существу может быть больно или неприятно. После 3 лет все эти действия рассматриваются как жестокое отношение.
Любая агрессия – это защита от страха, неуверенности, тревоги и результат отсутствия базисного доверия по отношению к жизни в целом, а также недостаток эмоционального развития и, как следствие, неспособность справляться со своими враждебными (обида, гнев, страх) чувствами. Таким образом, обычно одновременно присутствуют страх и агрессия. Только когда одно чувство проявлено в поведении, другое подавляется, и мы ничего не знаем о нем.
Каковы факторы проявления жестокости у детей?
Первый фактор – «природный», физиологический. Человек по сути своей склонен к жестокости, даже ребенок. Распространенные рассказы о «чистоте» детей в действительности лишены рационального обоснования – среди детей, как и среди взрослых, попадаются индивидуумы более или менее склонные к насилию. Ответная жестокость со стороны взрослых только закрепляет этот тип поведения как доминирующий.
Крайне важно закрепить навыки социально приемлемого поведения в дошкольном возрасте. Надо отметить, что жестокость дошкольников обычно имеет иные причины, нежели у детей старшего возраста. Во-первых, поведение наперекор установкам взрослых характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребенок начинает осознавать свое "я", и при помощи неприемлемого поведения пытается отмежеваться от остальных. Во-вторых, жестокость маленьких детей базируется на многих физиологических основаниях – например, дети со сниженным болевым порогом просто не понимают, как они могут причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют в аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом реагируют на плохую психологическую обстановку в семье – ссоры, скандалы, презрение к отдельным членам семьи. Главное, что до 6 лет подобное поведение в принципе поддается корректировке. Иногда достаточно лишь того, чтобы взрослые скорректировали свое поведение.
Фактор стиля воспитания. В первую очередь здесь имеется в виду авторитарный стиль воспитания, но применительно ко многим родителям его можно назвать просто - «агрессивно-подавляющим», ибо изначально термин подразумевает некоторый авторитет родителя, а в большинстве случаев ребенка просто запугивают (и том числе, как ни печально, физически) и мучают запретами. Чрезмерно подавляемые дети ищут выхода накопившимся отрицательным эмоциям, а в силу возраста ещё и неосознанно копируют взрослых, поэтому и вымещают свою злость на тех, кто слабее.
Фактор окружения ребенка. Конечно, этот фактор начинает играть существенную роль в школе. От того, каков микроклимат в такой малой группе, как ведет себя лидер этой группы, будет зависеть и то, насколько склонен к насилию будет ребенок.
Фактор конкретной общественно-культурной ситуации. Это фактор, пожалуй, один из решающих на данный момент. Важнейшее значение в формировании жестокости играет общество, точнее, морально-нравственные установки, обществом продуцируемые. В нашем случае - фактически отсутствие этих установок. Даже в языке закрепляется агрессия людей по отношению друг к другу. Например, повлияла на положение дел, казалось бы, такая косвенная проблема, как «тюремное наследие» СССР.
Фактор медиасреды. В данный момент он также играет важную роль. Общая фрагментированность жизни, внешней среды не позволяет ребенку усваивать какие-то базовые, фундаментальные ценности в должном объеме. Насилие на экранах ТВ, в интернете лишь следствие этой проблемы, хотя бы потому, что управляют этими информационными потоками сами люди.
Для некоторых взрослых людей, родителей, очень удобно переложить ответственность за происходящее с детьми на компьютерные игры, сидение в интернете, «культ насилия». Дети прошлых эпох наблюдали насилие в реальной жизни, но воспитание было более интенсивным, присутствовал некий баланс, вот и не вырастало такого количества озлобленных и агрессивных детей. Конечно, можно понять родителей, не у многих сейчас есть свободное время на ребенка, работа отнимает много сил и времени, а различного рода виртуальные развлечения отлично организуют досуг ребенка. Но только вот потом, скорее всего, придется пожинать плоды этого. |