Современные подходы к изучению прав ребёнка.
• В настоящее время общество уделяет большое внимание правовому воспитанию детей.
Часто права ребёнка рассматриваются отдельно от его обязанностей.
Ограждая детей от ответственности, мы не только продлеваем «псевдодетскость»,
но и лишаем их возможности по – настоящему повзрослеть. Может быть, именно поэтому
дети протестуют против излишней опеки с помощью дивиантного поведения,
грубости, отсутствия уважительного отношения к взрослым.
• Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано
с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать выбор.
Между тем российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор,
у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.
• Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план,
следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребёнок должен рассматриваться родителями не только, как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделённый правами и обязанностями,
соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям формировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
• Наш детский сад является помощником родителей в ознакомлении детей с правами и обязанностями
и просвещении родителей по этой теме. В своей работе мы используем организованные формы изучения
и самостоятельную деятельность детей.
•Организованные формы изучения: непосредственно образовательная деятельность, беседы на этические темы, сюжетно – ролевые игры, инсценировки, изобразительная, трудовая деятельность, решение проблемных ситуаций, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, чтение произведений художественной литературы
• Самостоятельная деятельность детей: рассматривание художественной литературы, разные виды игр, изобразительная деятельность, двигательная активность.
• Взаимодействие с родителями: консультации, фотовыставки, совместные праздники и развлечения с детьми, родительские собрания, выставки детских работ, создан тематический бюллетень «Ваш ребёнок должен знать» на всех возрастных группах.
Предлагаем вам поупражняться в знании прав:
1. Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна – лягушка»?
2. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»? (на бесплатное образование).
3. Какое право нарушили лиса Алиса и кот Базилио, хитростью выманив у Буратино, пять золотых монет? (право на личную собственность).
Несколько практических советов от знаменитого советского психотерапевта Владимира Леви из его знаменитой книги « Нестандартный ребёнок».
Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами:
ни в том, что появился на свет;
ни в том, что создал Вам дополнительные трудности;
ни в том, что не дал ожидаемого счастья;
и Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы;
Ваш ребенок, не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению его жизнь, Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время, Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче не желали принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет, Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится, и сохранить оптимизм во всех педагогических невзгодах.
«Семь правил наказания».
Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, то лучше не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких «на всякий случай».
За один раз - одно. Даже если проступков совершено необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы.
Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц и год (что – то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимаются во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем, ни бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала.
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание действует только в обратную сторону.
Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а огорчения. Запомните. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс любви. |