Музыка и речь.
Ни для кого не секрет, насколько значима роль речи в жизни детей и взрослых. Но в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения речи.
В дошкольных образовательных учреждения развитию речи уделяется особое внимание. Но для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Может ли музыка способствовать развитию речи?
Конечно — ДА!!!
Связь музыки и речи очевидна: - музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом; - музыка, так же как и речь, имеет интонационную природу; - как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, фразировка и т. д.
Основной вид музыкальной деятельности, который наиболее тесно связан с развитием речи — это пение.
Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятно произношение, проглатывание окончания слов, а пение на каком-либо слоге способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Еще пение помогает детям понять ритмический строй языка, требует более четкой артикуляции, формирует речевую выразительность, пополняет словарный запас и многое другое.
Бесспорно, что и музыкальные ритмические движения оказывают благоприятное развивающее и коррекционное воздействие на речь.
«Движение — это тоже речь, выражающая сущность ребенка» Л. Генералов
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Помощниками для развития речи в этом виде деятельности можно отметить тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики, мимики, дыхания. Очень полезно использование упражнений из Логоритмики (это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения).
Обучение игре на детских музыкальных инструментах — один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети могут проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность.
Также этот вид музыкальной деятельности решает вопросы развития мелкой моторики и развития метроритмического слуха, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка.
Для развития выразительной речи большой вклад вносит театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы и звуки музыки. Дети учатся передавать свои эмоции, чувства, настроения.
Даже такой вид деятельности, как слушание музыкальных произведений, приносит пользу в развитии речи детей. Он учит детей вдумчиво слушать, высказывать свое отношение к прослушанным произведениям, обогащает их словарный запас, совершенствует звуковысотное, тембровое, динамическое восприятие.
Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем, слушаем, играем. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем успешно обучаться в школе! |