Четверг, 25.04.2024, 14:27
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №95"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [79]
Семья года
Марафон Знание
НацПроектыРоссии
оценка качества
Другое Дело
ПРОФИЛАКТИКА COVID
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие памяти дошкольников

В последнее время участились случаи жалоб родителей и педагогов на то, что некоторые дети с трудом запоминают тот или иной стихотворный текст. Попробуем разобраться, с чем это связано.

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. К видам относятся наследственная и прижизненная. Первая, в основном, это инстинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности организма. Что касается прижизненной памяти, то это хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти.

Прижизненная память имеет, кроме того, свои структурные иерархии. Она делится на мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную. На них подробно мы останавливаться не будем, отметив при этом, что пределов человеческой памяти практически не существует. Вот что говорит об этом Р.М. Грановская: «Объем долговременной памяти практически не ограничен, также не ограничено и время хранения информации в ней».

Сам процесс запоминания делится на четыре этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • собственно сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности информации;
  • закрепление информации в памяти.

Здесь следует заметить, что способность запоминать в первую очередь зависит не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Запомнить что-то – значит запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация- это временная нервная связь.

Для детской памяти характерна, - как указывает Л.Ф. Тихомирова, - фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь. В возрасте 5-6 лет у детей начинает формироваться произвольная память, наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов, особенно в процессе игровой деятельности.

Таким образом, в дошкольном возрасте память существенно развивается от наглядно-образной к словесно-логической, от непроизвольной к произвольной. Один из важных путей генезиса памяти дошкольника - развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развивает знаково-символическую функцию сознания. Существенно совершенствуется запоминание, дети начинают овладевать приемами запоминания.

В настоящее время существует много различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ознакомимся с некоторыми такими приемами:

Мнемотехника. Она использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать все вышеперечисленные этапы процесса запоминания, сохранения и припоминания информации. Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних - дом. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Не связанные на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Взрослый вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

Таблица – рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы ребенок мог повторить текст. Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе со взрослым. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Создание мысленного образа (для детей старше 5 лет). Любой текст можно представить мысленными образами. Для примера возьмем стихотворение И.Михайлова:

В огороде чучело

Шляпу нахлобучило

Рукавами машет-

И как будто пляшет!

Это чучело – оно

Сторожить поставлено.

Взрослый читает первую строчку стихотворения, просит ребенка закрыть глаза и представить содержание этой строки в уме. При этом важно нарисовать картинку яркой, почувствовать, как к ней относишься: нравиться ее содержание или нет. Далее продолжается то же самое с остальными строчками. Взрослый дает ребенку установку вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов (с закрытыми глазами) и описать их своими словами. Далее ребенок прочитывает стихотворение вслух (если нужно образы подправляются или исправляется последовательность, в которой эти образы возникают).

Важно каждый раз обсуждать заучиваемое стихотворение, просить ребенка поделиться впечатлениями от самого текста.

Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Домик

Дом мы строим

(Создать угол- «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом).

Выше, выше!

(Поднять руки вверх).

Есть окошки в нем и крыша.

(Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения совместно со взрослым.

«Игровые» стихи. Можно помочь ребенку запомнить стихотворение через игру- драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Сначала текст читает взрослый, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Мишка косолапый по лесу идет

(Ребенок берет игрушку и показывает, как мишка ходит).

Шишки собирает и в карман кладет,

(Ребенок кладет в карман игрушки шишку).

Шишка отскочила прямо в мишке в лоб,

(Ребенок достает из кармана шишку и «ударяет» об лоб мишки).

Мишка рассердился и ногою топ!

(Ребенок рычит как медведь и топает ногой).

Также главным действующим лицом может быть и ребенок. Здесь взрослый читает текст, а ребенок сам показывает необходимые движения.

Рисуем, лепим стихотворение. Для лучшего запоминания можно предложить ребенку нарисовать, (вылепить) то, о чем говориться в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребенком все то, что он нарисовал (вылепил): цвет, форму, размеры предметов.

Музыка при заучивании стихотворений. Учеными доказано негромкое включение музыки, во время заучивания стихотворения, способствует более эффективному запоминанию. Особенно благотворное влияние на этот процесс оказывают произведения Моцарта - его пьесы навевают целебный альфа-ритм, который эффективен не только для успешного запоминания, но и при нарушениях сна, неврозах, тревожных состояниях.

Считаем стихи. Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания  – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!». Сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку. В старших группах детям можно прохлопывать нужный ритм. При этом можно использовать музыкальные инструменты (ложки, маракасы и т. п.).

Таким образом, все вышеперечисленные приемы направлены на улучшение качества и объема запоминаемого материала путем образования дополнительных ассоциаций.

Несколько слов о нейробике. Нейробика – это разминка для мозга, стимулирующая его работу. Например, можно предложить ребенку выполнять какие-нибудь привычные действия (одеваться или ходить по квартире) с закрытыми глазами. Или чистить зубы левой рукой, если ребенок правша, и наоборот. Делая привычные вещи другим способом, мы заставляем работать клетки мозга, которые раньше не были задействованы в процессе. Это способствует укреплению памяти и влияет на качество запоминания.

Как установлено учеными Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, в дошкольном возрасте дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать следующие мнемические приемы:

  • проговаривание вслух (показ того, что видят и слышат)
  • повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала)
  • запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим)
  • актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом
  • объединение заучиваемого одной общей темой
  • группировка (слов, образов, которые надо запомнить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, животные и т.д.).

Целесообразно использовать для развития мнемических способностей игровые задания. Так, для детей старшей группы И.В. Дубровина рекомендует использовать игру «Заметь и запомни», которая заключается в следующем. На столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить. Можно использовать и другие варианты, например;

  1. Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить, в какой последовательности они лежат.
  2. Поменяв местами 2 каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 сек. Предложить ребенку определить, какие два предмета переложены.
  3. Попросить ребенка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.
  4. Положив один на другой 8 предметов, предложить ребенку перечислить их подряд снизу вверх, затем сверху вниз (рассматривать 20 сек).
  5. Разместить 5-6 предметов в разных положениях - перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Ребенок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 сек).

 

Продукты, которые улучшают память. От продуктов питания напрямую зависит ясность ума и концентрация внимания. Так, например, ученые считают, что рацион, насыщенный животными жирами, ухудшает работу мозга. Негативно складывается на работе мозга и увлечение сладкими газированными напитками. Чтобы помочь мозгу полноценно работать, важно включать в детское меню больше свежих овощей и фруктов. Обязательно включать в рацион рыбу и оливковое масло - они богаты полиненасыщенными жирными кислотами омега-3. Важно ввести в рацион различные крупы, орехи, хлеб из муки грубого помола. Нужно соблюдать питьевой режим. Лучше употреблять чистую воду и свежие соки.

Категория: Мои статьи | Добавил: родничок95 (17.04.2019)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Ваши вопросы
госуслуги РК
госуслуги
Администр ПГО
Управл образования
ЦРО
КИРО
ЦПМСС
Copyright MyCorp © 2024