Проявления конфликтов в детском саду могут быть следующими:
- нежелание ребенка, что-либо делать, совершать определенные действия;
- желание обладать чем-то, например игрушкой, ведущее к конфликтной ситуации;
- внешнее непокорство режиму, просьбе, требованию;
- отказ от пищи или общения;
- проявление агрессии;
- демонстративная капризность;
- провоцирующее поведение детей со взрослыми или сверстниками и т.п.
Обратите внимание на личные навыки, умения и индивидуальное развитие вашего ребенка на общем фоне группы. Проблемы с самообслуживанием полезнее устранить, чем рассчитывать, что именно вашему шестилетке воспитательница будет вытирать попу, пока остальные 20 ребятишек будут, построившись в ряд, терпеливо ждать внимания.
Если конфликт не вышел за рамки круга детей (например, если несколько ребятишек не поделили игрушку), можно предложить детям решение конфликта в игровой, шуточной форме.
Для формирования открытого доброжелательного характера ребенка, прежде всего, необходимы игры с родителями, чтение книг вслух, совместная деятельность в семье.
Проиграйте вместе с ребенком возможные конфликтные ситуации и предложите верные, с точки зрения морали, здравого смысла и общечеловеческих ценностей, способы их решения.
Напоминайте малышу, что человек заслуживает того отношения, которое проявляет сам. Излишнее человеколюбие так же чревато проблемными ситуациями, как и агрессия.
Проявляйте уважительное отношение к воспитателям. Будьте последовательны. Если уж вы решили доверить им свое дитя, значит, они этого доверия заслуживают. Такое отношение способствует мирному решению конфликтов и предотвращает возможные конфликтные ситуации в будущем.
Не забывайте, ради чего вы разрешаете тот или иной конфликт: не ради самоутверждения, удовлетворения собственных комплексов или Высшей Справедливости, а ради комфорта, спокойствия и гармоничного развития ребенка. На это и опирайтесь.
Способы и средства разрешения конфликтов в детских садах могут быть следующими:
- Необходим анализ педагогом-воспитателем индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы. Например, очень часто отсутствие определенных навыков у ребенка, воспринимается воспитателями как непослушание, что может привести к предвзятому отношению.
- В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации среди детей (например, если несколько детишек не поделили игрушку), следует предоставить возможность детям проявить решение конфликта в игровой форме или с использованием детского фольклора. Например, часто можно услышать дразнилку из детских уст, как способ относительно “мирного решения ” сложившейся ситуации, вместо ее обострения.
- Родителям следует уделять время и прилагать усилия для формирования открытого доброжелательно настроенного характера, чему способствуют совместные игры, чтение книг детям, совместная деятельность детей и взрослых.
- Детям в игровой форме следует моделировать возможные конфликтные ситуации и предлагать верные, с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей, способы их решения.
- Следует применять золотое правило морали интерпретированно для восприятия детьми, подчеркивая моральную пользу от его применения.
- Необходимо полноценное общение родителей и воспитателей, что не только способствует объективному решению конфликтов, но и предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.
- Верным способом решения многих конфликтов есть заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет конфликта становятся незначительны, воспитатель может продемонстрировать детям, преимущества их позитивного выбора, например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского восприятия.
Окончательный вывод: любой возникший конфликт следует решать сразу, никогда не стоит откладывать решение во времени. |