Среда, 15.05.2024, 11:19
МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №95"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [83]
Семья года
Марафон Знание
НацПроектыРоссии
оценка качества
Другое Дело
ПРОФИЛАКТИКА COVID
Главная » Статьи » Мои статьи

Типы темперамента

Типы темперамента

 

Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и в обучении.

Так, дети-холерики являются активными, подвижными и общительными. Как правило, они часто, но далеко не всегда, оптимистично настроены, любят много говорить, быстро вступают в контакте другими взрослыми и детьми. После общения с незнакомыми людьми или после посещения театра, музея, зоопарка могут быть возбуждены. Холерики подвержены быстрой смене настроения: их радость может мгновенно перейти в беспокойство и раздражительность, а печальное состояние вдруг обратиться в невиданную активность. Нередко они бывают несдержанными и агрессивными, особенно если родители их не понимают.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.

Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что родителям самим потребуется немалое терпение и такт.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА-ХОЛЕРИКА:

  1. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры).
  2. За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п.
  3. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.
  4. Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял.
  5. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет.
  6. Детям-холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

 

Дети-сангвиники также общительны и разговорчивы. Они могут долго говорить без умолку, задавать множество вопросов и тут же комментировать их — это не просто детский лепет, это мысли вслух, в которых нуждается сангвиник. После общения с другими людьми сангвиники обычно активны и деятельны. В целом, эти дети производят впечатление отзывчивых, открытых, жизнерадостных, непринужденных людей. Но, как отмечают многие родители, такого ребенка трудно чем-то надолго увлечь, заинтересовать, а еще труднее оставить одного без внимания взрослых. Он не любит находиться один. Чаще всего он там же, где много народу.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-САНГВИНИКА:

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый ребёнок-сангвиник всегда обещает, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он своё обещание.

2. Контролировать поступки и действия сангвиника.

3. Воспитывая ребенка с сангвиническим темпераментом, следует формировать у него устойчивые привязанности, интересы.

4. Приучать сангвиника доводить начатое дело до конца.

5. Обращать особое внимание ребенка-сангвиника на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий.

6. Хвалить заслуженно, т.к. у сангвиника имеет место склонность к зазнайству.

7. Принимайте в общении с сангвиником дух лёгкости, веселья и юмора, который ему больше всего по душе.

8. Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как его легкомыслия, так и непостоянства.

К знаменитым сангвиникам относились Александр Дюма, Наполеон, Бомарше. А еще - знакомый всем Винни-Пух.

Дети-флегматики отличаются вдумчивостью, осмотрительностью, осторожностью. Как правило, они неторопливы, сдержанны, им в меньшей степени свойственны резкие перепады настроения. Они не любят устраивать капризы по пустякам и в большей степени, чем другие дети, умеют контролировать свое поведение. Одним из самых серьезных недостатков флегматиков является некоторая пассивность. Им трудно самостоятельно принимать какие-либо решения, поэтому иногда создастся впечатление, что они безразличны ко всему, что происходит вокруг.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, родители могут также учить его фантазировать и сочинять.

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-ФЛЕГМАТИКА:

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-флегматика является принцип, который условно можно назвать «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что такой малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, флегматик сам рассчитает своё время и сделает дело. Не требуйте от своего ребёнка космических скоростей.

2. Учите ребёнка-флегматика рационально распределить время.

3. Не давите на своего ребёнка, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится ещё неповоротливее и пассивнее.

4. Не называйте ребёнка-флегматика «копушей», особенно при других людях.

5. Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.

6. При воспитании малоподвижного флегматика важно развивать интерес к движениям, играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет любые правила игры.

7. У медлительных флегматиков необходимо стараться постепенно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений

8. Пытайтесь развивать любознательность ребёнка (читайте с ним интересные познавательные книги, смотрите научно-познавательные фильмы, посещайте музеи, обсуждайте полученную информацию).

9. Стимулируйте малыша-флегматика к проявлению инициативы.

10. Учите флегматичного ребёнка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте ему плакать, если он рад, разрешите ему радоваться в полную меру и пр.

11. Привлекайте ребёнка к совместной деятельности (как в детском, так и взрослом коллективе).

12. Развивайте у ребёнка-флегматика навыки общения.

 

Дети-меланхолики так же, как и флегматики, не отличаются особой общительностью, они нс любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам, а после общения с незнакомыми людьми часто чувствуют себя утомленными. Эти дети ведут себя тихо и почти незаметны в группе своих сверстников. Они тонко чувствуют настроения окружающих и беспокоятся по самым незначительным пустякам. Ничего не стоит расстроить ребенка-меланхолика, но и обрадовать его также совсем несложно. Это — милые, обаятельные и легкоранимые малыши.

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Родителям меланхоликов следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА-МЕЛАНХОЛИКА:

1. Основным подходом в воспитании ребёнка-меланхолика является принцип, который условно можно назвать "НЕ НАВРЕДИ".

2. В общении с таким ребёнком и в воспитательных воздействиях считайтесь с ранимостью его психики - не кричите и не давите на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его.

3. Помните о том, что ребёнок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче.

4. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. У Вашего ребёнка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.

5. Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.

6. Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.

7. Никогда не делайте своему ребёнку замечания на людях - это провоцирует развитие серьёзных комплексов.

8. В общении со своим ребёнком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове и пр.

9. Не забывайте о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов - не перегружайте его развивающими заданиями, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы. Помните о том, что даже игры утомляют его и могут довести до стресса.

10. Стрессовой для ребёнка-меланхолика является любая ситуация соревнования, старайтесь их избегать.

11. Не требуйте от меланхолика того, что для него невыполнимо. Нацеливайте его на посильные занятия и помогайте их вовремя исполнить, своевременно избегая переутомления.

12. Избегайте в общении с ребёнком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.

13. Развивайте самостоятельность, давая ребёнку посильные поручения. При каждом проявлении самостоятельности поощряйте своего малыша, ободряйте тёплым словом.

14. Проявляйте терпение в развитии активности, смелости.

15. Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.

16. Развивайте общительность своего ребёнка.

17. Не пугайте и не запугивайте своего ребёнка. Ребёнку-меланхолику противопоказаны страшные истории, тревожные фильмы и передачи.

18. Помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребёнком его чувства. За страхи не высмеивайте.

19. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность (работа). Его не тяготит даже монотонная работа.

20. В привычной обстановке, в дружном коллективе он успешно выполняет порученное дело, учится.

Царевна Несмеяна.

 

Следует отметить, что помимо так называемых чистых типов темперамента встречаются еще и смешанные. Поэтому определить, кем является малыш, иногда бывает не так просто.

 

Темперамент ребенка необходимо учитывать не только при общении с ним и выборе игр, но и в некоторых других ситуациях: например, при организации детского уголка. Флегматикам и меланхоликам необходимо чуть больше пространства, чем холерикам и сангвиникам. Если холерики и сангвиники могут спокойно переносить шум в доме, постоянное звучание приемника или телевизора, то флегматики и меланхолики могут быстро утомиться, и у них, вероятно, появится желание немного побыть в тишине. В группе детского сада для таких детей желательно устроить «уголок уединения», где они смогут побыть в одиночестве, устав от шумных и беспокойных сверстников.

Немало проблем доставляют родителям эмоциональные вспышки ребенка (внезапные капризы, проявления агрессии, слезы безо всякой причины и др.). Это в большей степени свойственно меланхоликам и холерикам. Нужно учиться воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится. Ребенка можно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Чтобы избежать многочисленных конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка, родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуты, когда ребенок перевозбудился, его желательно отвести в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж или просто тихонечко посидеть рядом.

Родителям эмоциональных детей следует учиться контролировать и свои собственные эмоции. Прежде чем закричать на ребенка или в грубой форме сказать ему что-либо, стоит на минуточку остановиться, сосчитать до 10 или сделать 3—4 глубоких вдоха, а потом задуматься о том, насколько эффективны подобные меры воспитания.

Общаясь с маленьким ребенком, следует соотносить темп своих движений с типом темперамента сына или дочери. Одевая меланхолика или флегматика, родителям лучше не делать слишком быстрых движений — это может не понравиться малышу и даже спровоцировать его на капризы. А сангвиники и холерики устанут долго ждать, пока неторопливая мама или бабушка в очередной раз поправит шарф и при этом поговорит напой или дедушкой. В этом случае холерик может проявить агрессию, а сангвиник — потерять всякий интерес к долгожданной прогулке.

 

Темп и интонации речи взрослого также должны строиться и соответствии с типом темперамента малыша. Наблюдательные родители могут заметить, что, общаясь с ребенком раннего возраста, порой важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента. В общении с холериком и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи, а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный. При этом, общаясь с холериком и меланхоликом, особенно в «грудные» минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не перевозбудить малыша, а общаясь с сангвиником и флегматиком, речь может быть более эмоциональной, чтобы увлечь, отвлечь или заинтересовать ребенка.

Заканчивая разговор о типах темперамента, хочется еще добавить, что многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Например, если мама обладает холерическим типом темперамента, а се маленькая дочь является меланхоликом, то, скорее всего, маму будет раздражать темп жизни, удобный для ребенка. Мама станет подгонять девочку: «Ешь скорее. Одевайся быстро!» - Дочка же при всем своем желании не сможет соответствовать маминым требованиям. Результатом будут: вес возрастающее мамино раздражение и недовольство ребенком и дочкины капризы и слезы. Разрешить противоречия может только чуткое отношение к ребенку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: родничок95 (18.02.2016)
Просмотров: 1299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Ваши вопросы
госуслуги РК
госуслуги
Администр ПГО
Управл образования
ЦРО
КИРО
ЦПМСС
Copyright MyCorp © 2024